Лекторий - Главная - В Хогвартс - Отправить д/з - Задать вопрос - Глоссарий




Летнее солнце освещало холодное помещение кабинета Скандинавской мифологии. Артем сидел за рабочим столом, готовясь к очередной лекции. До звонка было еще несколько минут, поэтому у него было время привести класс в порядок. С помощью леветационных чар, Артем смог переместить учебники по скандинавской мифологии на каждую парту. Вдруг, неожиданно прозвенел звонок, напоминающий о начале урока. Ученики толпились возле дверей в класс. Стажер приветливо улыбнулся студентам и жестом пригласил их присесть за парты. Студенты заняли свои места за партами из массивного дуба, и Артемий, оглядев класс, ещё раз поприветствовал ребят:

-Здравствуйте, юные волшебники, - обратился Артемий, и ученики поспешно вышли из-за парт, приветствуя стажёра.- Садитесь, - повелительным тоном сказал он.
- Я рад, что вы снова пришли на мои лекции. Итак, времени у нас в обрез, и поэтому, давайте приступим к уроку. Открываем свои свитки и записываем сегодняшнее число и тему урока.
Находясь в двух метрах от доски, стажер взмахнул волшебной палочкой, и на доске появилась тема урока « Иггдрасиль».
- Кто мне может сказать, что обозначает это слово, написанное на доске – он обвел строгим взглядом класс.
- Никто…- вздохнул Фроус и подошел к кафедре,-на первой лекции мы с вами затрагивали тему об Иггдрасиле, - добавил он.
- В скандинавской мифологии, ясень Иггдрасиль (Лерад), представлен именно мировым древом, соединяющим девять миров. В «Младшей Эдде» сказано, что Лерад больше и прекрасней всех деревьев. Сучья его простираются над миром и поднимаются выше самого неба. Три необъятных корня поддерживают дерево, и далеко – далеко расходятся этим корни. Один корень - у богов, другой – у инеистовых великанов, именно там, где прежде был Гинунгагап (Мировая Бездна). Третий же тянется к Нифльхейму, закрепляясь там.
И что не характерно, упоминаний о происхождении ясеня Иггдрасиль, не встречается ни в одном скандинавском мифе, поэтому о том, как оно выросло, остается лишь просто догадываться. И еще, по некоторым источникам, происхождение этого названия, произошло от слова «Игг» - одно из имен Одина.
Из-за парты послышался чей-то вопрос:
- Скажите, а кто такой Один? – спросил Гриффиндорец.
- Один – это верховный бог в Скандинавской мифологии. О нем мы будем говорить на следующем курсе, - ответил Артем, продолжая лекцию.

- Девять миров, которые соединяет Иггдрасиль, скорее всего, мифологическая метафора, поскольку в разных источниках неоднократно говорится, что ясень стоит в Мидграде. Крона его возносится к небу – Асгарду, а корни уходят в преисподнюю –Нифльхель, но, к сожалению, другие миры не упоминаются вовсе.
Cтажер взмахнул палочкой и в воздухе появились три плаката:
Фроус посмотрел на заинтересованные лица студентов и решил подождать минуту, пока все насладятся прекрасным видом картин.
Спустя минуту, плакаты, висящие над потолком, испарились, будто их и не было:

- Не будем заострять на этом внимание. Продолжим, - сказал он. Кхм, число 9 – священное в скандинавской мифологии, аналогично тому, как, к примеру, у славян священным числом было 3, у египтян – тоже 9. По всей видимости, девять миров – своего рода «три в кубе», мифологическое умножение тройки, как символа мироздания, подчеркивающее значимость каждой из трех пространственных сфер.
Впрочем, «Младшая Эдда» упоминает о трех небесах, то есть трех верхних мирах. Первое из небес – небо Асгард, над ним находятся небеса Андланг и Видблаин.
На кроне Лерада восседает мудрый орел – олицетворение власти, спутник солнечных богов, «царь птиц», символ силы, мощи, величия, одухотворенности. Как и все птицы, орел связан с небом, но именно у него эта связь более крепка, чем у других птиц. Он – владыка воздуха, способный долететь прямо до солнца. Если вы заметили, орел – священная птица бога-громовержца. Между глазами орла сидит ястреб Ведрфельнир – птица солнца, олицетворение аристократической знатности и небывалой власти, спутница солнечных богов, способная, подобно орлу, не мигая смотреть на светило. Кроме того, крону Игга объедают олень Эйктюрмир и коза Хейдрун, стоящие на крыше Вальхаллы. А молоко козы, обладает медвяной влагой с листьев ясеня, питает обитателей Вальхаллы.

В Вальхаллу попадают после смерти избранные люди - отмеченные ратной доблестью и павшие смертью, "достойной война". Эти люди - эйнхерии - уже при жизни пользовались особым покровительством Одина, а когда люди погибают, посланцы верховного бога Одина валькирии забирают их и переносят в Вальхаллу. Там они проводят время в пирах.

У корней ясеня гнездится устрашающий змей Нидхегг, в котором исследователи магической лаборатории видят, своего рода, «аналог» мирового змея Йормунганда. В канун битвы в конце всего живого, Нидхегг вырвется из преисподней.
Там же, у корней Игга, находится обитель трех таинственных и легендарных норн, трех «сестер судьбы», которые ежечасно опрыскивают корни мирового древа водой из источника мудрости. Сестры норны определяют судьбы людей, прядут нити судеб или вырезают и мечут руны. Еще никто не встречался с норнами, даже сам Один относится к ним с большой опаской.
Если вы побывали на лекциях древнегреческой мифологии, то наверняка, слышали похожий миф у греков. Между верхом и низом, то беж между орлом в кроне и змеем Нидхеггом у корней ясеня, ползает по стволу белка Рататоск, снующая между небом и преисподней. Другими словами ее можно назвать «посредником». На среднем уровне, ближе к кроне, на стволе Иггдрасиля пасутся четыре оленя. Любопытно то, что символика оленя связана с солнцем, луной, огнем и светом вообще.
Помимо Иггдрасиля, Мидград (землю) и Асгард ( небо) соединяет между собой прекрасный, очаровывающий мост, имя которого Биврест. Страж богов Хеймдалль охраняет не только Биврест, но и Иггдрасиль. Приуставший стажер оглядел лица уже уставших студентов и решил вести урок к завершению.
И напоследок расскажу вам легенду:
Жил-был великан Нарви. Была у него дочь, мрачная, молчаливая, угрюмая. Звали ее Ночь. Ее мужем был один из богов, Деллинг. У них родился сын и все сразу увидели, что он похож на отца – красивый, статный и светлый. Звали его День. Однажды Один позвал Ночь и ее сына Дня к себе. Он вручил им две прекрасные колесницы и поручил раз в сутки объезжать небосвод. Так появилась смена дня и ночи. Однажды у одного человека родились дочь и сын. Он поступил нескромно и назвал их Солнцем и Луной. Боги прогневались на его гордыню и водворили детей на небо. Солнце они сделали из обжигающих языков пламени, а девочка должна была править его колесницей. Мальчик же управлял ростом и убыванием Луны, для этого он похитил двух человеческих детей – Биль (убывающая) и Хьюки (растущая). Быстрое движение двух светил объяснялось тем, что за ними гонятся волки. За Солнцем – Обман, а за Луной – Ненавистник.

На этом все, ребята. Давайте-ка, запишем домашние задание и, после звонка, вы сможете со спокойной душой покинуть этот кабинет.
Артем взмахнул палочкой, и на доске появилось домашние задание:

Домашнее задание:

1.Подробно расскажите о Мировом древе Иггдрасиль ( 2 балла).
2.Найдите описания миров в других мифологиях, сравните их со скандинавскими представлениями. Посмотрите: чем они похожи и чем отличаются? Личное мнение приветствуется. ( 5 баллов)
3.Подумайте, почему для древа жизни скандинавы выбрали именно ясень, а не какое – нибудь другое дерево или предмет. Что это дерево вообще символизирует, и чем оно так примечательно?( 5 баллов).


Дополнительное задание:


1.Написать сочинение на тему: « Моя прогулка по Иггдрасилю».( 15 баллов).
2.Составить доклад на тему «Иггдрасиль», «Асгард» или «Нифльхель» ( 15 баллов).
3.Картинки (1 балл).



Используются технологии uCoz